Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира.
Первые следы первобытного искусства относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40-20 тыс. лет до н.э. У первобытных народов связь искусства с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной. Искусство возникло с появлением человека разумного (основная закономерность).
Искусство, творчество |
Наука |
субъективность, образное отражение реальности |
стремление к достоверности |
отражение действительности в художественных образах |
обоснованность предположений |
формирование чувства прекрасного, эмоционально-чувственное отражение реальности |
достоверность результатов |
отражение мира через образы и символы, эстетическое освоение мира, воздействие на эмоции человека |
ясность и логичность выражения |
объект профессиональной деятельности любой человек в той или иной форме является его потребителем |
логическая доказательность |
одно из проявлений культуры |
комплексное описание объекта
|
неповторимость ярко выраженное творческое начало художественное творчество, проявляющееся в архитектуре, живописи, литературе, музыке, танцах, постановках кино и театра |
стремление к познанию действительности
|
Само искусство возникло
1. С появлением человека разумного
2. При переходе к неолиту.
3. При переходе к цивилизации
4. С возникновением человека современного физического типа
Функции искусства:
Пробуждает в человеке художника
Воспитывает способность находить внутреннюю гармонию предметов и явлений
Учит чувствовать и понимать красоту, творить сообразно ее законам
Формирует эстетически ценностную ориентацию человека в мире
Удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его.
Литература и искусство – способы познания мира, орудия исправления нравов, средства общения, действенные инструменты борьбы идей на разных этапах культурно-исторического развития общества.
Искусству, как виду человеческой деятельности, обязательно присуще создание художественных образов.
Сама по себе деятельность художника:
формирование чувства прекрасного
эмоционально-чувственное отражение реальности
создание художественного образа
Предмет искусства точно может создать: архитектор, художник, композитор.
Эстетическое воспроизведение мира осуществляется через:
Литература |
Живопись |
Графика |
Скульптура |
Музыка |
Театр и кино |
слово |
зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира |
линия рисунка, штрих, светотень |
пластические образы |
звукоинтонации |
воплощение живыми людьми действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов |
Основные направления в искусстве из шести стилей:
Основные стили и направления в искусстве |
Духовное содержание |
1) Рококо (первая половина XVIII в.) |
Кризис абсолютизма, уход от жизни в мир фантазий, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов, красивых ситуаций.
Грациозный, изящный, прихотливый орнамент. Отсутствие глубины.
Интимность, внимание к личному комфорту. Уход от жизни в мир фантазий, легкость, изящество, интимность, тяга к наслаждениям, комфорту. |
2) Романтизм (вторая половина XVIII – начало XIX вв.) |
Стремление к свободе и независимости, индивидуализм творческой личности, героика протеста и мировая скорбь, идеализация средневековья. |
3) Ампир (начало XIX в.) |
Вершина развития классицизма, идеал - императорский Рим, массивные монументальные формы. |
4) Реализм (середина XIX в.) |
Изображение несправедливости и пороков существующего общества. |
5) Барокко (конец XVI - начало XVII вв.) |
Контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышностью, к совмещению реальности и иллюзии. В центре - конфликт «Бог - человек - природа», контрастность, стремление к величию и пышности. |
6) Классицизм (XVIII в.) |
Рационализм, разумная закономерность, возвышенные героические идеалы. Рационализм, представление о разумной закономерности мира, возвышенные героические нравственные идеалы, гармония общественного строя, порядок, ясность. |
Направления в искусстве:
Основные стили и направления в искусстве |
Духовное содержание |
Импрессионизм 19-20 в |
(от франц. impression - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. |
Модернизм |
Общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. |
Примитивизм |
Совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом 20 в.), опирающихся на архаические, "примитивные" формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или местный крестьянский и городской фольклор и самодеятельное "наивное искусство". Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений нашего века - от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до "новых диких". |
Кубизм |
(С французского cubisme, от cube - куб), авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четверти 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Г рис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. |
Футуризм |
(От лат: futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал отрицание традиционной культуры(наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии - языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь"). |
Абстракционизм |
беспредметное искусство, нефигуративное искусство, совокупность направлений в изобразительной культуре 20 в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). |
Конструктивизм |
Направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. |
Неомодернизм |
Происшедший в конце 50-х гг. кризис функционализма( основное развития происходит для масс широкой публики |
Дадаизм |
Авангардистское литературно-художественное течение в 1916-22. Дадаизм сложился в Швейцарии. Выразился в отдельных скандальных выходках - заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. |
Экспрессионизм |
(От лат . expressio - выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к "экспрессии", обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов |
Сюрреализм |
(С французского surrealisme, букв. - сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма. С 1930-х гг. главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность. |
Авангардизм |
Совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. описан именно фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства |
Основное родство понятий в таблице:
Специфическая форма общественного сознания, имеющая черты: |
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (Мимесис), чувственное выражение сверхчувственного и.т.п. |
Специфическая форма общественного сознания, характеризующаяся: |
а) отражает окружающую действительность в художественных образах |
|
а) эмоционально-художественным отражением действительности |
б) является объектом профессиональной деятельности |
ИСКУССТВО |
б) ярко выраженным творческим началом |
в) любой человек в той или иной форме является ее потребителем |
|
в) неповторимостью |
г) является одним из проявлений культуры |
|
|
В узком смысле - изобразительное искусство |
художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. |
Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. |
|